г.Первоуральск Дата: 13 января 1990 г. Страна: СССР Место происшествия: Свердловская область, в 3 км. восточнее г.Первоуральск Тип ВС: Ту-134А Регистрация ВС: СССР-65951 Авиакомпания: Аэрофлот (СССР) Описание Через 22 минуты после взлета из Тюмени, на высоте 10 600 м сработала сигнализация "дым в заднем багажном отсеке". Экипаж начал экстренное снижение для посадки в аэропорту Свердловска и доложил о пожаре в ВСУ. На высоте 1 800 м они доложили о пожаре в обоих двигателях. Затем отказали оба авиагоризонта и курсовая система. Не зная своего местоположения, экипаж предпринял вынужденную посадку на заснеженное поле с выпущенными шасси в 49 км от аэропорта "Кольцово". Перед посадкой правый двигатель был выключен. После касания самолет проехал по полю 148 м и взмыл в воздух. Шасси при этом начали разрушаться. Второе касание обоими стойками шасси и левым крылом произошло через 104 м. Через 44 м пробега Ту-134 снова взлетел и коснулся в третий раз через 180 м. При этом самолет столкнулся с трубой оросительной системы и потерял правое крыло и правую стойку шасси. Перевернувшись, он проскользил через лесополосу и остановился в 1 028 м от точки первого касания. Фюзеляж разрушился. Задымление произошло из-за короткого замыкания проводов под полом багажного отсека (нарушение изоляции). Горение прекратилось сразу после полного обесточивания самолета, произошедшего непосредственно перед первым касанием земли. Погибло 24 человека, еще трое позже умерли в больницах от травм. Про выживших в авиакатастрофе говорят "дважды родился". Второе рождение бортмеханик из Волгограда Александр Лукьянов пережил на совхозном поле под Первоуральском Свердловской области. На своей второй родине он нашел жену. 13 января 1990 года Ту-134 Волгоградского авиаотряда совершал рейс Тюмень - Уфа - Волгоград. На середине пути, вблизи Свердловска, из-за короткого замыкания в грузовом отсеке начался пожар. Экипаж запросил вынужденную посадку в свердловском аэропорту "Кольцово" и спикировал с высоты 10 600 метров. Горючее сливали над пригородом Первоуральска, поселком Талица, через полгода местные жители даже объясняли плохой урожай именно этим обстоятельством. До спасительной посадочной полосы оставалось 40 километров. Бортмеханик Александр Лукьянов находился в это время в кабине самолета. - Снизились мы всего за восемь минут. В тот день подморозило, поземка мела, снег сыпал - тихий такой, медленный. Шли мы прямо над городом, дома хорошо видно было, завод, как люди по улицам ходят. Потом местные жители говорили, что мы чуть-чуть заводскую трубу не задели. Но экипаж все-таки смог вывести авиалайнер за пределы жилой застройки. Садиться решили на поле совхоза "Первоуральский", номинально расположенного в черте города. На пустом заснеженном поле у самолета был шанс нормально приземлиться на брюхо, избежать человеческих жертв. Но когда он уже несся по целине, зацепил правым крылом поливочный гидрант. Крыло оторвало, лайнер закрутило, и он врезался прямо в вековую березу, которая стояла посреди поля. Кабину буквально сплющило. Через разбившийся фонарь Лукьянова выбросило из кабины на замерзшую пашню. - Куртка меня спасла, - говорит он. - Я ее надел, когда начали снижаться, поэтому и выжил... 23 из 65 пассажиров, командир, второй пилот, механик, стюардесса погибли на месте. Лукьянов - единственный оставшийся в живых член экипажа рейса 6245. Его и еще 42 человека, переживших второе рождение, доставили в местную больницу. По тревоге сразу же подняли милицию, пожарных, "скорую", КГБ и бульдозеристов - растаскивать обломки. Поле плотно оцепили, частных лиц за оцепление не пускали. В то время широко информировать об авиакатастрофах было не принято. Ни одна из местных газет, ни радио, ни телевидение о крушении самолета не сообщили, только поместили объявления: "Требуется донорская кровь". Фотографий той катастрофы не сохранилось - разве что в архивах транспортной прокуратуры. - Мне в магазине в очереди рассказали, что самолет упал за городом, много жертв, есть раненые. А потом на экстренное дежурство вызвали, - рассказывает Андрей Привалов, зав. травматологическим отделением первоуральской центральной больницы N 1, куда привезли выживших после падения с неба. - Тяжелейшие травмы были. И в больнице люди умирали. Только в статистику они не вошли. Упавший в канун старого Нового года самолет стал главной темой городских разговоров. В пункте переливания крови выстраивалась очередь: все первоуральские предприятия получили разнарядку на необходимое количество доноров. Больничные работники приносили из дому одежду: люди, упавшие с неба, поступили в клинику раздетыми. Красный Крест послал добровольцев - ухаживать за ранеными. Продолжение ниже. |